oncolog.su » Рак желудка » Хирургическое лечение рака желудка

ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ РАКА ЖЕЛУДКА

На выбор метода лечения влияют многие причины. Основные – это месторасположение и стадия опухоли, но играют роль и общее состояние больного, возраст и его личные пожелания.

Главной целью лечения рака желудка является излечение, полное избавление человека от болезни. Если же излечение невозможно, то лечением врач стремиться продлить жизнь пациента и, по возможности, избавить его от тягостных ощущений и осложнений рака.

Основным методом лечения рака желудка на протяжении всего развития онкологии по настоящее время остается хирургический. Только своевременная операция позволяет надеяться на полное удаление опухоли и может привести к излечению или затормозить болезнь на многие месяцы и годы. На настоящий момент не придумана методика лечения, позволяющая избавить человека от рака желудка без оперативного вмешательства. Объем операции зависит от размеров опухоли и расположения ее в желудке. При расположении опухоли в нижней трети желудка (в выходном его отделе) выполняется так называемая субтотальная дистальная резекция желудка. При этом вмешательстве удаляется около 4/5 всего желудка с оставлением небольшой верхней его части. Если опухоль располагается в средних или верхних отделах желудка, то в этом случае он удаляется полностью (так называемая гастрэктомия).

Если же опухоль небольших размеров и расположена вверху желудка (рядом с местом впадения пищевода), то выполняется удаление большей части желудка с оставлением небольшого нижнего его фрагмента (так называемая субтотальная проксимальная резекция желудка).

Вышесказанное справедливо для опухолей, не прорастающих окружающие органы. В случае если рак дорос до больших размеров и прорастает окружающие органы (чаще всего это поджелудочная железа, толстая кишка, левая доля печени, переход на пищевод или двенадцатиперстную кишку), то возможно выполнение комбинированных операций с удалением не только желудка целиком или частично, но и с полным или частичным удалением этих органов.

Все операции по удалению опухоли желудка обязательно должны быть дополнены удалением жировой клетчатки с лимфатическими узлами, которая окутывает питающие желудок сосуды (так называемая лимфодиссекция). Эта методика была разработана японскими онкологами в 60-х годах 20 века и получила распространение по всему миру. Выполнение лимфодиссекции позволило значительно улучшить результаты операции, повысить выживаемость пациентов за счет снижения вероятности развития рецидива. При необходимости может быть удалена клетчатка с лимфоузлами не только вдоль питающих желудок сосудов, но и вдоль аорты и нижней полой вены (самые крупные сосуды брюшной полости), если там имеются пораженные опухолью лимфоузлы.

Оперативное лечение практически не применяется, когда у больного выявляются метастазы (вторичные опухолевые узлы) в других органах. Операция в этом случае не приносит пользы. Однако, в ряде случаев опухоль все-таки может быть удалена, если какие-либо ее осложнения угрожают жизни пациента (кровотечение из опухоли, прободение опухоли, перекрытие опухолью просвета желудка и невозможность принимать пищу). Такие вмешательства облегчают состояние больного, повышают качество его жизни. Операции на желудке – это технические сложные операции, связанные с операционным риском (риском осложнений, иногда и смертельных), но если операция еще возможна – это шанс избавиться от опухоли, шанс на жизнь. Процент осложнений в крупных онкологических центрах очень невысок, как правило, он не превышает 3-5 %.

Эндоскопическая резекция слизистой оболочки – лечение раннего рака желудка

Эта методика представляет собой способ лечения только раннего рака желудка, то есть когда опухоль поражает лишь слизистую оболочку (самый внутренний слой стенки желудка), когда нет поражения околожелудочных лимфоузлов и заключается в удалении участка пораженной слизистой через эндоскоп (такой же, каким выполняется фиброгастроскопия) с использованием специального инструментария. Разработана эта методика лечения в Японии, где она применяется стандартно в случаях раннего рака.

В России эндоскопическая резекция слизистой применяется далеко не во всех онкологических центрах. Преимуществом данного метода является его малотравматичность, хорошая переносимость для больного. Но для правильного и успешного его использования обязательно необходимо иметь в арсенале внутрижелудочный ультразвуковой датчик, позволяющий точно оценить глубину прорастания опухоли в стенку желудка и состояние околожелудочных лимфатических узлов, а также обученный этой методике персонал.

Лазерная деструкция

Этот метод по возможностям очень схож с фотодинамической терапией с тем отличием, что повреждающим фактором выступает прямое лазерное излучение за счет более высокой его энергии, чем при ФДТ. Лазерная деструкция используется при лечении раннего рака желудка или для восстановления проходимости желудка для пищи.

Лапароскопические операции при раке желудка

Лапароскопические операции – операции, выполняющиеся через маленькие проколы на животе без большого разреза, распространяются все шире и шире.

Их несомненный плюс – это хороший косметический эффект – вместо длинного (до 20 см) шрама на животе остается 3-4 маленьких (1-2 см) рубчика. Через проколы выполняются практически все существующие на настоящий момент операции на органах брюшной полости, в том числе и операции по поводу рака желудка. Через проколы можно выполнить практически любой объем на желудке – от установки трубочки для питания (так называемая гастростома), до удаления желудка полностью.

Но большие лапароскопические операции по поводу рака желудка (удаление желудка частично или полностью) требуют специально обученной хирургической бригады и соответствующей сложной видеоаппаратуры и инструментария и выполняются далеко не во всех онкологических диспансерах.